Назначение начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) — обеспечить обучение, воспитание и развитие учащихся с нарушениями речи с учётом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей.
Некоторые задачи таких классов:
- Преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи.
- Устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время.
- Профессионально-трудовая подготовка
Назначение начальных классов для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) — обеспечение качественного начального общего образования с учётом особых образовательных потребностей этих детей.
Некоторые задачи такого обучения:
- формирование личности с учётом индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счётом и т. д.);
- нравственное развитие обучающихся, формирование основ их гражданской идентичности;
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; 1
- коррекция нарушений развития и социальная адаптация.
Для обучения детей с ЗПР используют адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования (АООП НОО). Она предполагает особую организацию образовательного процесса, например пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержания обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, логопед, специальный психолог или педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования.