Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Новомосковская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» было создано на основании передачи в 1995 году в государственную собственность Тульской области Новомосковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Основными целями деятельности нашего учреждения является создание условий для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным общеобразовательным программам начального общего и основного общего образования (для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с задержкой психического развития) и, конечно, обеспечение реализации в полном объеме этих программ.
Не менее важная задача (она проистекает из обозначенных целей) – это осуществление коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней психолого-педагогической и социально-педагогической помощи таким детям на основе специальных методов, подходов и образовательных технологий, наиболее подходящих для данной категории обучающихся. Таких, которые в максимальной степени способствуют получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию наших школьников.
В учреждении созданы все необходимые условия для организации эффективной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Коррекционная деятельность в Школе, в рамках которой осуществляется логопедическая, психологическая и социально-педагогическая помощь, проводится в соответствии с Образовательной программой учреждения.
В Школе оборудованы специализированные логопедические кабинеты, оснащенные логопедическими тренажерами. Все учебные кабинеты начальной, основной и средней школы оснащены компьютерной техникой, во многих установлены интерактивные доски. Отремонтирован и полностью оборудован зал ЛФК. В спортивном зале установлены тренажеры для занятий физической культурой и выполнения коррекционных упражнений. Физиотерапевтический кабинет оборудован приборами для проведения медицинских процедур.
Психолого-медико-педагогический консилиум решает проблемы обучения и развития обучающихся с особыми образовательными потребностями: определяет индивидуальные образовательные маршруты школьников и руководит процессами индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении учреждена и функционирует «Служба школьной медиации» для разрешения конкретных конфликтных ситуаций между детьми, учениками и родителями, учениками и педагогами.
Все наши педагоги постоянно повышают уровень своей компетентности; это позволяет им эффективно работать с преодолением сложных дефектов и с «трудными детьми», успешно осуществлять их социальную реабилитацию.
В учреждении хорошо отлажены все ключевые аспекты организации учебно-воспитательного процесса, влияющие на результативность работы с обучающимися.
Практически все участники педагогического процесса проникнуты глубоким пониманием значимости коррекционно-развивающей, внешкольной и внеклассной работы.
Важнейшим компонентом нашей общей работы, объединяющим и цементирующим усилия всех структур и органов Школы, – усилий, направленных на достижение уставных задач, – стала организация инновационной деятельности в рамках региональной базовой площадки Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, статус которой нам был присвоен в начале 2017 года.
Тема инновационной исследовательской деятельности базовой площадки: «Создание коррекционно-развивающего пространства в ГОУ ТО "Новомосковская школа для обучающихся с ОВЗ", интегрирующем детей с нарушениями речи (в условиях реализации ФГОС ОВЗ)».
Деятельность базовой площадки направлена на обновление содержания коррекционно-педагогического процесса; изменение организации учебной деятельности, удовлетворяющей образовательные потребности каждого ребенка; активное внедрение актуальных образовательных технологий. В образовательных организациях создаются и совершенствуются универсальные безбарьерные среды, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья.
В результате этого существенно расширяются возможности социализации учащихся, способы их коммуникации с социумом, формируются необходимые предпосылки для включения каждого ребенка в общество.
Создание и апробирование модели коррекционно-развивающего пространства в Школе, интегрирующей детей с нарушениями речи и детей с задержкой психического развития в окружающий социум, в полной мере способствует реализации этих тенденций.